Меню сайта |
|
|
Форма входа |
|
|
Категории раздела |
|
|
Поиск |
|
|
Наш баннер |
WEB мастеру.
Наш баннер у Вас на сайте.
|
|
|
Определение методик индивидуального обучения
«Психологические основы безопасного управления
транспортным средством»Высокий уровень аварийности на дорогах,
вышедший из-под контроля, свидетельствует о том, что существующая
система
профилактики ДТП себя исчерпала и сегодня демонстрирует полную
несостоятельность.
На этом фоне автотранспортные происшествия воспринимаются как явление
неизбежное, обыденное, не являющееся чем-то из ряда вон выходящим.
Общеизвестно, что большинство аварий на транспорте обусловлено ошибками
человека, управляющего движущимися средствами (по некоторым данным, до
95%) .
Говоря об ошибках оператора, исследователи отмечают, что они могут быть
случайными,
связанными с колебаниями психических функций, и закономерными. К числу
последних относят те, которые могли быть предвидены, а также
провоцируемые
ошибки. Они могут быть вызваны, в свою очередь, экстремальными
условиями
(близкими к физиологическим пределам); поступлением ложной,
неопределенной либо
конфликтной информации; выполнением действий, противоположных по
отношению к
ранее выработанным навыкам и т.п. Для изменения ситуации с аварийностью
на дорогах необходимо перестроить
систему обеспечения безопасности движения, которая в настоящее время
влияет на поведение участников движения, а не на мотивы, которыми они
руководствуются.
Цель – психологическая
подготовка водителя, т.е. целенаправленное формирование психических
свойств,
необходимых для надежного и безопасного управления автомобилем в любых
дорожных
условиях.
Задачи : 1 – формирование мотивации на максимально серьезное и
ответственное
обучение, построение стратегии эффективного обучения для конкретного
курсанта;
2 – обучение приемам психологической саморегуляции,
позволяющим справиться
со своими нервами и оставаться спокойным и уверенным в себе в любой,
даже самой
сложной, дорожной обстановке (а также во время сдачи экзаменов в
Гаи);
3 – создание внутренней психологической установки на получение
удовольствия
от безопасного, культурного вождения, от экономичного и эффективного
использования автомобиля, вежливого,тактичного
отношения к другим участникам дорожного движения.
Потенциальный
водитель, не может получить водительское удостоверение,
не подтвердив на экзамене знание ПДД. То есть все водители, получившие
удостоверение
правила знают, тогда возникает вопрос – почему они их не
соблюдают?Намеренное
невыполнение ПДД, по мнению многих исследователей, объясняется тем, что
между
знаниями правил и их выполнением находятся внутренние (психические)
механизмы,
регулирующие деятельность водителей. Зачастую водители склонные к
аварийному
типу вождения, не подозревают об этом, «не видят себя со стороны»,
считают, что
поведение на дороге и в обществе совершенно не зависят друг от друга. Для
курсанта необходимо в период обучения раскрыть те внутренние
(психические) механизмы
регуляции поведения, которые потом образуют его стиль вождения.
Технократический подход к подготовке водителя привел к тому, что
существовавшие в старых программах разделы «Профессиональная надежность
водителей»
и «Психофизиологические и психические качества водителей» в автошколах
даются
формально, либо только на теоретическом уровне. На мой взгляд в данном
разделе необходимо
сделать уклон на практическую работу, которая позволит каждому курсанту
определить соответствие его психологических
и личностных качеств требованиям водительской деятельности. На основе
этих рекомендаций практическая подготовка должна строиться по
двум стратегиям. Первая – обучение водителя с сильной мобильной нервной
системой
должно быть направлено на развитие способностей к маневрированию,
скоростному
рулению и т.д. Вторая стратегия – для водителей со слабой или инертной
нервной
системой, заключается в том, что она носит компенсирующий характер:
развивается
и тренируется то, что от природы развито слабо и может привести к
неблагоприятным
последствиям в дорожной ситуации. Неправильный выбор стратегии делает
обучение
недостаточно эффективным. Помимо этого педагог может дать
рекомендации по организации занятий, порекомендовать разные методики
обучения в
зависимости от половозрастных различий курсантов. Работа с группой по разделу «
Психологические основы безопасного управления транспортным средством» должна
начинаться с исследования мотивов и мотивации, т.е. с какой целью и почему
курсант пришел в автошколу. Данное исследование проводится для корректировки и
согласования целей и мотивов обучения. Если курсант приходит с целью – получить
права, а мотив при этом, например, – «тогда мне подарят машину» или «после
Нового года будет дороже», то он будет стремиться именно получить
права более доступными способами, т.е по пути наименьшего сопротивления.
Оптимальная цель – научиться управлять автомобилем, мотив - удовлетворение
потребностей в мобильности. При этом преподаватель должен обратить
внимание на неосознаваемые будущие проблемы. Многие даже не понимают того, что
они берут на себя огромную ответственность, управляя источником повышенной опасности.
При этом проверяется и социальная зрелость - психологическая готовность нести
ответственность перед обществом за последствия своих ошибочных либо заведомо противоправных
действий.Дальше рассматриваются вопросы
психофизиологии труда водителя. Проводятся тесты на психомоторную реакцию,
боковое зрение, способности к быстрому распределению и переключению внимания, а
попутно затрагиваются вопросы психологии безопасного вождения. Например, тест
на способность к быстрому распределению и переключению внимания можно выполнить
два раза. Первый раз - по обычной методике, второй - с имитацией разговора по
мобильному телефону. При этом учащиеся получают наглядное представление о
негативном влиянии разговора по телефону на безопасность дорожного движения. Далее обсуждается, какие свойства
психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, мышления,
памяти и др.) особенно сильно влияют на управлении автомобилем. Тестовыми методиками
определяются индивидуальные различия этих свойств для конкретного курсанта. На
основании этого преподаватель дает рекомендации, что нужно делать уже прямо
сейчас, чтобы развить в себе определенные качества и навыки. Как быстрее
научиться ориентироваться в дорожной обстановке. На что нужно обратить внимание
при первых поездках за рулем и в дальнейшем. Отдельное внимание необходимо уделить
вопросам психофизиологических особенностей, например,
женщины-водителя, начинающего водителя в возрасте до 22 лет и после 45 лет.
Далее рассматриваются психологические аспекты деятельности водителя как
оператора системы ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда). Анализируются причины
пренебрежительного отношения водителей к мерам по обеспечению безопасности за
рулем. Формируется понятие о культуре дорожного движения, о правилах вежливого
поведения по отношению к другим участникам дорожного движения. Тема 2 - «Основы саморегуляции психических состояний в
процессе управления транспортным средством» направлена на освоение техник стресс-менеджмента.
На наш взгляд, этот вопрос очень актуальный в сложившихся дорожных условиях.
Так же в данном разделе рассматриваются вопросы наркотической и алкогольной антипропаганды.
Это вопросы воспитания, поэтому преподаватель должен знать и владеть методами
воспитательного воздействия. Тема 3 – «Основы бесконфликтного
взаимодействия участников дорожного движения», желательно проводить в форме
практических тренинговых занятий, в
любой другой форме изучение этих вопросов будет восприниматься как нотации и
нравоучении, которые наши граждане с большим удовольствием игнорируют, что
потом приводит к намеренному аварийному
стилю поведения. Тренинговые занятия дают возможность «посмотреть на
себя со стороны», и на практике прочувствовать неадекватность конфликтного
поведения и результаты такого поведения. Однако времени отведенного на данную тему явно недостаточно - за два
часа можно лишь рассказать теорию. Для тренинговых занятий нужно как минимум
6-8 часов.На мой взгляд, 6
часов для изучения всего раздела « Психологические основы безопасного
управления транспортным средством» недостаточно. Необходимо увеличить время как
минимум в два раза – до 12 часов.Таким образом, в результате изучения
данного раздела курсант должен осознать, что для того, чтобы научиться водить
автомобиль, недостаточно изучить Правила дорожного движения и освоить техники
вождения автомобиля в различных дорожных и погодных условиях. Научиться водить
автомобиль означает приобрести новые психофизиологические качества, новые
привычки, новую культуру, изменить свой образ жизни, осознать меру своей
ответственности, своей человеческой и социальной зрелости.В заключении, хотелось бы отметить, что все
возможности применения психологических подходов при подготовке водителей трудно
даже представить, психологическая подготовка -
сильнейший ресурс, который до сих пор задействован слабо.Для решения данной проблемы преподаватель,
который будет читать данный раздел, должен владеть достаточным уровнем знаний и
умений в области педагогики и психологии. При отсутствии таких знаний нужно
пройти дополнительную подготовку. В качестве методических пособий по данному разделу можно
использовать:1. Психология водителя и этикет за рулем: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос.
Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. - Новосибирск, 2004. – 48 с.2. Психолого-педагогические основы деятельности
преподаваетля по подготовке водителей: учеб. пособие/
сост. Инкина О.Н., ЕвсееваЕ.И., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т.
Инженерный ин-т. - Новосибирск, 2007. – 66 с.
Методика обучения.
|
Категория: Психология. | Добавил: master-y (08.07.2009)
|
Просмотров: 4178
|
|
|
|